К ВОПРОСУ О ПЕРЕХОДЕ К ПЛАВАЮЩЕМУ КУРСУ ТЕНГЕ


Омарова Ш.А.
кандидат экономических наук, доцент
Рубенкова Н.Б.
кандидат экономических наук
Казахский университет экономики,
финансов и международной торговли
г. Астана

К ВОПРОСУ О ПЕРЕХОДЕ К ПЛАВАЮЩЕМУ КУРСУ ТЕНГЕ

Теория механизма курсообразования при плавающем валютном курсе условно определяет так называемое «чистое плавание» и «грязное плавание». «Чистое плавание» представляет собой курсообразование без вмешательства центрального банка государства на валютном рынке. «Грязное плавание» характеризует курсообразование при активных интервенциях центрального банка на валютном рынке. При этом данный курс позволяет поддерживать конкурентоспособность национальной экономики и быстро адаптируется к внешним импульсам и вызовам, а самое главное - правительство страны освобождается от функции определения подходящего курса валюты.
Режим «чистого» плавающего обменного курса в свою очередь не лишен недостатков, заключающихся в следующем. В условиях, когда валютный рынок характеризуется незначительной емкостью, то при данном режиме, несколько крупных сделок могут существенно повлиять на его состояние, в том числе его стабильность. «Грязный» плавающий режим так же может обеспечить эффективность валютной политики при регулировании со стороны государства, а также принятии валютно-финансовых и фискальных мер. Но, следует признать непривлекательность для иностранных инвесторов и торговых партнеров условий неопределенности при данном режиме, поскольку существует угроза правительственного манипулирования, что подрывает доверие субъектов рынка. Если государство имеет наличие крупных спекулятивных потоков капитала, то определение обменных курсов в значительной степени ограничивает валютно-финансовую независимость. Использование данного режима наиболее эффективно в условиях слабой развитости международных коммерческих связей, когда состояние производства не находится в большой зависимости от внешней торговли.
Изучение зарубежного опыта показывает, что для введения плавающих валютных курсов важнейшими условиями являются наличие развитого финансового рынка, степень интеграции с мировой системой, взаимозаменяемость национальных и иностранных денежных активов, а также степень развитости финансового посредничества. При этом многие государства, даже несмотря на отсутствие данных факторов, перешли на режим плавающих курсов. Причинами этого являются неуравновешенность платежных балансов, незначительность объемов официальных валютных резервов для поддержки фиксируемых курсов, желание блокировать «черные» валютные рынки.
Происходящие негативные изменения в мировой экономике вызвали необходимость перехода Республики Казахстан к новой экономической политике, основанной на денежно-кредитной политике, позволяющей обеспечить баланс между экономическим ростом и стабильностью цен. Как известно, по заявлению Правительства Республики Казахстан и Национального банка Республики Казахстан, государство переходит к новой экономической политике со свободно плавающим курсом тенге, который будет определяться рыночным спросом. «С 20 августа 2015 года принято решение приступить к реализации новой экономической политики на основе инфляционного таргетирования и отменить валютный коридор. Изменение обменного курса тенге будет зависеть от состояния в мировой экономике», - заявил премьер-министр К. Масимов. Теперь изменения обменного курса могут происходить, как в сторону ослабления, так и в сторону укрепления, в зависимости от ситуации в мировой экономике и на внутреннем валютном рынке. В числе инструментов, позволяющих уменьшить негативное влияние курсовой политики на благосостояние общества, названы дедолларизация экономики, использование национальной валюты, в том числе, возможность получения в казахстанских банках кредитов в тенге и др.
На основании данного заявления можно предположить, что государство переходит к «чистому» плавающему курсу тенге. Плавающий курс тенге позволит снизить влияние колебаний нефтяных цен на конкурентоспособность экономики Казахстана и позволяет стабилизировать платежный баланс. Так, по мнению казахстанских предпринимателей, переход к новой экономической политике позволит им вести конкурентную борьбу, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, в том числе России и Китая.
Вместе с тем, новая экономическая политика неизбежно затрагивает интересы населения Казахстана, поскольку введение плавающего курса отразится как на текущих доходах, так и на накоплениях (сбережениях).
Более подробно остановимся на накоплениях населения в банках второго уровня Казахстана. Анализ состояния банковского рынка показывает, что именно физические лица являются его активным участником. Так, общий объем депозитов резидентов в депозитных организациях составил 11 367,4 млрд. тенге. Депозиты юридических лиц составили 7 069,4 млрд. тенге, что составляет 51% от общего объема депозитов, физических лиц – 4 297,9 млрд. тенге или 49%. Объем депозитов в иностранной валюте составил 6 360,6 млрд. тенге, в национальной валюте – 5006,7 млрд. тенге. Удельный вес депозитов в тенге составил 44,0%. Вклады населения в банках (с учетом нерезидентов) составили 4 336,2 млрд. тенге. В структуре вкладов населения депозиты в тенге составили 1 382,2 млрд. тенге, депозиты в иностранной валюте – 2 954,0 млрд. тенге. В составе вкладов населения удельный вес депозитов в тенге составил 31,9%. Срочные депозиты составили 8 014,5 млрд. тенге. В составе срочных депозитов депозиты в тенге составили 3 242,0 млрд. тенге, депозиты в иностранной валюте – 4 772,5 млрд. тенге. В январе 2015 года средневзвешенная ставка вознаграждения по тенговым срочным депозитам небанковских юридических лиц составила 11,3% (в декабре 2014 года – 8,8%), а по депозитам физических лиц – 8,6% (в декабре 2014 года – 8,1%). В 2015 году эффективная ставка вознаграждения составляет 10,5%. Приведенный анализ свидетельствует, что физические лица активно используют услугу «банковский счет» и предпочитают хранить деньги на банковском счете в иностранной валюте. Несмотря на то, что после перехода к плавающему курсу тенге он упал по отношению к доллару более чем на 25%, хранение сбережений в национальной валюте имеет ряд преимуществ, в части более высокой ставки вознаграждения, как отмечалось выше, а также в большем размере государственной гарантии. Так по депозитам в тенге он составляет 10 млн. тенге, по валютным вкладам - 5 млн. тенге.
В целях защиты интересов физических лиц предполагается разработка механизма компенсации срочных депозитов физических лиц. «Для снижения потерь населения от изменения обменного курса поручаю Национальному банку внедрить механизм компенсации срочных депозитов физических лиц, которые были открыты в тенге по состоянию на 18 августа 2015 года, то есть это позавчера берем, и тот курс фиксируем, суммы остатков до одного миллиона тенге. Гражданам будет компенсирована курсовая разница по старому курсу при условии, если они переоформят депозит на специальные счета и сохранят их в банке в течение одного года», - отметил Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев.
Положительную оценку введению плавающего курса тенге дали международные финансовые институты и эксперты. «Мы приветствуем объявление Национального банка Казахстана о введении плавающего курса тенге. Как мы отмечали в своей недавней оценке экономики страны, более гибкий обменный курс наряду с введением новых инструментов денежно- кредитной политики укрепит политический каркас и будет способствовать выправлению макроэкономических дисбалансов», — сказал руководитель миссии Международного валютного фонда для Казахстана Х. Самии.
Рейтинговое агентство Fitch Ratings отметило, что переход на свободно плавающий курс тенге должен помочь смягчить влияние на Казахстан внешних шоков, с которыми сталкивается страна из-за более низких цен на нефть и валютных перекосов, и будет способствовать поддержанию суверенного баланса. «В то же время такая крупная девальвация несет риски. Она приведет к росту инфляции в краткосрочной перспективе, и реализация новой политики инфляционного таргетирования будет непростой задачей…», — отмечается в сообщении агентства Fitch Ratings.
На наш взгляд, очень важной становится задача укрепления доверия населения к тенге с целью снижения влияния девальвационных ожиданий на его поведение. Можно предположить, что процесс дедолларизации экономики займет значительный период времени. Его успешная реализация потребует значительных изменений национального законодательства, повышения финансовой грамотности населения.

Литература:

1. www.nationalbank.kz
2. www.kaztag.kz
3. www.kursiv.kz


Ошибка обратитесь к администратору

Официальный сайт Президента Республики Казахстан
Министерство Образования и науки РК
Университет Нархоз
Международная бизнес школа
Platonus
Портал электронного правительства
Портал дистанционного обучения
Правительство Республики Казахстан
EuroAsia
В Казахстане проводятся консультации с молодежью!
Финансовый центр
G-Global Виртуальный проект VIII Астанинского экономического форума
Новая политика занятости и труда - Казахстан - Общество Всеобщего труда Все права защищены. При использовании материалов strategy2050.kz в любых ц
almaty2017.com
бизнес школа ДАМУ
Connecting Universities
KUEF repository